вернуться

СИБИРЬ ГЛАЗАМИ ПЕРЕВОДЧИКА
взят с сайта http://www.lehti.elci.ru/prop/sibglper.htm

ДВЕРЬ ОТКРЫТА
Рассказывает Евгений Сивокоз о поездке в Сибирь с Матти Вуоланне
“Не бойтесь - вы не одни”
Мы прилетели в Красноярск. Предстояла евангелизация малых народов севера Красноярского края - кетов и эвенков. Эвенки (прежнее название - тунгусы) - это народность в Эвенкийской автономной республике и в других местах Сибири и Дальнего Востока. Язык - эвенкийский (тунгусский), относится к тунгусо-маньчжурским языкам. Письменность на основе русского алфавита. Кеты (прежнее название - енисейские остяки, енисейцы) - народ, живущий в Красноярском крае, по среднему и нижнему течению Енисея. Это редкая исчезающая маленькая сибирская народность, потомки канадских индейцев. Язык кетский (енисейско-остяцкий), относится к енисейской группе палеоазиатских языков. Кеты имеют свою письменность на основе русского алфавита.

Перед самой поездкой по деревням Бог сказал Матти: “Что Я открыл, то никто не может закрыть; что Я закрыл, то никто не может открыть. Дверь открыта, Я уже там. Не бойтесь - вы не одни, Я - там. Вы идете по запланированным следам туда, куда Я вас посылаю”.

“Какая же вера самая истинная?”
Наша первая поездка была к кетам. Наш теплоход шел вниз по Енисею пять дней до Туруханска. На теплоходе было очень много народу. Помолившись, мы решили показать людям фильм “Иисус”. Договорились с капитаном теплохода, он дал разрешение развесить объявления по всем палубам, и даже сам в течение дня неоднократно объявлял по рупору, что будет показываться фильм. Людей пришло много. После просмотра фильма мы раздавали Библии, Новые Заветы, детскую литературу, трактаты. Я очень легко чувствовал себя во время евангелизационных мероприятий. Они были очень действенные. Все непосредственно и очень просто. Матти придумывал для детей игры и ребусы.

Люди беседовали с нами, мы отвечали на их вопросы, насколько нам давал Бог. Был такой эпизод. На пароходе была одна семья цыган. Все пять человек были свидетелями Иеговы. Один из младших братьев, 15-летний парнишка, настойчиво спрашивал: “Господин пастор, какая же все-таки самая истинная вера?” Матти ответил: “Иисус – это Сын Божий, и только через Иисуса мы спасены”. Он предложил ему помолиться, чтобы отречься от этого греха, и принять Иисуса своим Господом. Четыре человека из семьи согласились помолиться вместе и искренне отказались от сектанства. Очень удивительно, потому что обычно свидетелей Иеговы очень трудно переубедить.

“Убью христиан!”
Принимали нас везде хорошо. Все поездки согласовывались через администрацию. Бог все соделал так, что мы жили прямо в деревнях. В одной больнице нам предоставили палаты. Это было самое чистое место в деревне. В тайге мы жили в чуме. Нигде не пришлось использовать палатки.

Из Туруханска вертолет нас забросил в национальную кетскую деревеньку Келлог (270 жит.). Двое наших братьев ремонтировали дома, в семь из них провели электричество. Дома, как заброшенные сараи, стоят без света. Вся деревня запущена. Люди живут так бедно, потому что очень много пьют.

В это время деревня отмечала День молодежи, и все были просто пьяны. Днем к нам пришли семеро молодых кетов, хотели пообщаться, но тяжеловато разговаривать, когда человек выпивший. И уже заполночь, когда нас было всего трое (двое в это время делали ремонт в очередном доме), те молодые кеты стали выламывать дверь. В дом ворвался молодой человек с дикими демоническими криками: “Убью христиан, разорву их на части,” - и бросился на нас. Мы начали молиться, и содеялось так, что молодой человек тут же просто рухнул на пол. Упал и зарыдал. Я понимаю так, что этот человек был одержим злым духом, потому что еще раньше днем, когда мы с ним разговаривали, он был невозмутимым и хладнокровно пояснял, что пока всех не перебьет в этой деревне, не успокоится.

Кеты - безбожники
Кеты - безбожники, они не знают Христа. Может быть, мы были одни из первых, кто говорил им об Иисусе. Все кеты верят в шаманизм, и не исключено, что они приносят жертвы, задабривают духа тайги. Кеты познают духовный мир через шаманство. Как мы выяснили, это только мир зла, у них нет доброго мира. И поэтому кеты постоянно вынуждены ублажать своих божков. Мы заметили, что каждый второй видит какие-то видения в тайге, слышит какие-то голоса на охоте, все видят какого-то белого оленя. Они еще помнят и рассказывают о шаманах и камлании. Мы видели целую коллекцию шаманских принадлежностей, оказывается, шаман надевает на себя 30 кг всяких медных магических ритуальных вещей. Шаманов уже лет десять как нет, но влияние шаманизма есть. Проклятие то осталось. Идолы остались в тайге.

Второе проклятие, связанное с шаманизмом, - это алкоголь. Кетам и эвенкам категорически нельзя принимать спиртное. У них иной организм - нет похмельного синдрома. Очень часто тридцатилетние кеты умирают с перепоя. А спиваются еще быстрее. Администрация запрещает ввозить в национальные деревни водку, иначе может произойти что-то ужасное. Но если даже нет водки в магазинах, то есть точки, где ее можно купить. Как мы поняли, летчики тайком поставляют спиртное. Нам рассказывали, что когда шел сезон охоты на соболя, то звероловы могли пропить по 18 миллионов рублей старыми деньгами.

Обостренное чувство греха
Запомнился один случай в русской деревне. Нас предупреждали: “Зачем вы идете к кетам, ведь ворье одно, да еще стреляют, когда напьются. И вообще, они алкоголики, непорядочные люди и очень плохие родители”. И когда мы все-таки пошли, то, к моему удивлению, один кет буквально слово в слово воспринимал все, что Матти говорил ему об Иисусе. Кет прямо сказал, что он сам уже устал от этого пьянства: “Да, да, да, я грешный. Я хочу освободиться, но не могу никак”. Тогда Матти предложил ему помолиться вместе, чтобы попросить у Бога силы освободиться от пьянства. И кет, не раздумывая, согласился совершить совместную молитву.

Но был один кет, который вообще отказывался слушать про Иисуса, не то что принимать Его. Он говорил с воодушевлением: “У меня от деда остался свой идол. Давайте, я лучше вас свожу, это недалеко, и вы его сфотографируете”. Не знаю, конечно, последнюю точку в судьбах ставит Бог, но мне показалось, что это тяжелый случай.

Даже если один уверовал
Пессимисты малых народностей говорили нам: “Вот, вы приехали, побыли полторы недели и уехали, и все. А народ, как жил здесь, так и будет жить; как пил, так и будет пить; как верил своим богам, так и будет верить”. Я думаю, что это не так. Были люди, которые просили, чтобы за них молились. Были люди, которые прямо принимали Иисуса, хотели этого. Были люди, которые просили Библию, хотя бы даже из-за интереса. Не знаю, Бог опять же лучше видит, но на мой взгляд, по крайней мере, несколько человек в каждом месте, где мы были, уверовали. Даже если один уверовал, то со временем может преобразиться вся деревня.

Исцеления
У одной женщины болела спина. Матти попросил женщину сесть и начал молиться за исцеление во имя Иисуса Христа. И вот, насколько я сейчас представляю, на моих глазах произошло исцеление. До этого женщина жаловалась, что не может даже нагибаться. А тут у нее выпала ложка, и она легко, не задумываясь, подняла ложку с пола. Видимо, сама сначала не осознала, а потом – такой восторг...

Ночной кабак
Прилетели в районный центр Байкит. На следующий день рано утром вертолет должен был забросить нас в оленеводческую бригаду к эвенкам. В 12 часов ночи Матти пошел на телеграф позвонить в Финляндию. На Севере ночи светлые. Видим - стоит кабак, играет музыка, тусуется молодежь. Матти предложил пойти на дискотеку. Я, конечно, испугался. Для меня не то, что проповедовать в ресторанах, даже бывать в них непривычно. Мы с Сашей пытались, как могли, объяснить Матти, что здесь не так понять могут, что это Сибирь. Но Матти, не останавливаясь, отвечал: “Я в Финляндии тоже в кабаки заглядываю, проповедую и ничего плохого не было”. Матти пошел туда, как в церковь на богослужение. Мы зашли, кругом полумрак, кто-то танцует, люди отдыхают солидные, руки такие чистые, видно, что не рабочие. Матти прямо прошел к столику и громко говорит, так что услышали все: “Что вы тут сидите и водку пьете, когда Иисус умер за вас”. Люди (возможно, это были местные бандиты), недопонимая, нас сразу же вывели. Я даже не понял, как это произошло, что нас не стали бить, а просто завязалась длинная беседа. Пол-кабака на улицу вышло, Матти проповедовал, а я, как мог, переводил. Саша стоял рядом, молился. Во всей поездке нас никто даже пальцем не тронул. Ангелов-хранителей очень много было, я это так понимаю.

Главное - Иисус Христос
Хорошо, если бы в будущем там тоже были церкви, чтобы туда посылали служителей. Мы видели, в каком убожестве они живут, видели их слезы, слышали их пьяные вопли. Видели, как мать избивала своего двухлетнего сына с намерением убить. Она орала бешеным голосом: “Я убью тебя, ты вор!” Видно было, что это помешательство на алкогольной почве. Маленький ребенок не может воровать. Матти очень испугался за мальчика и вступился за него. Саша спрятал этого ребенка, пока она не протрезвела. С этой женщиной мы потом встречались несколько раз, ее дети постоянно были с нами, молились за нее, подарили Новый завет.

Поэтому, слава Богу, что хоть пятидесятники там есть. Не имеет никакого значения, кто там будет. Главное, чтобы там был Христос. И чтобы люди принимали Его. А уже как это там будет теологически преподаваться - не столь важно.

Моя родина
Когда две экспедиции были позади, из Красноярска мы поехали к моим родителям в Пит-Городок. Из Енисейска нас подвез брат-верующий, но машина не могла дальше проехать по горным таежным дорогам, и мы ночью 10 км шли пешком с рюкзаками. Искупались в грязи. На лодке переправились через реку. Три дня пробыли дома. Матти планировал только отдыхать. Но Бог побудил собрать всю деревню в доме культуре, показать фильм “Иисус”, раздать оставшуюся литературу. Здорово было.

Для меня очень важно было повидать родителей. Матти беседовал с ними. На кладбище, на могиле родственников, состоялось благословение усопших. Дома провели семейное богослужение с причастием: я, мама, папа, Матти. Во время причастия плакали все: я плакал, мама плакала, даже у папы слезы были. Плакали от умиления, от встречи, от слова Божьего, от Иисуса Христа. Я даже не мог петь гимны. Нашли старые бабушкины сборники гимнов на финском языке - очень древние. Как бабушку в 31-ом году сослали, так они все 70 лет пробыли с ней. Бабушка у меня была верующая. Родители не были коммунистами и атеистами, но они не были и верующими, хотя и не отрицали Бога. Теперь я знаю, что уже несколько последних лет они верят в Бога.

Записала Таня Паас

вернуться

 

 

 

 

Hosted by uCoz