вернуться

И камень может говорить.
Хакасы.

Если вы возьмете карту России и разделите ее зрительно на две части, то ровно посередине, немного южнее Красноярского края, располагается Республика Хакасия. Там мне удалось побывать в 2007 году. Тому, кто не бывал в тех краях, природа покажется необычной: степь, высокие холмы, поросшие на гребнях березами, вдали голубые горы. Это Саяны. Очень величественно, спокойно. Сразу вспоминаются слова гимна о великом Боге: «Как Ты велик!»

Это места древние. То здесь, то там виднеются  группы камней-памятников, не то могильников, не то жертвенников. На земле, рядом, монетки – это дань духам предков.

Столица Хакасии – Абакан. Современный красивый город. В национальном музее смотрю сувениры. В России все больше матрешки да самовары, а здесь - маленькие сувенирные юрты, нагайки, статуэтки шаманов, шаманская атрибутика, много книг о шаманах. Это о чем-то говорит, хотя хакасский народ считается с 19 века христианским. Очень экзотична народная музыка: горловое пение. Голос у певца, словно металлический: то страшно рычащий, то очень красивый, высокий, парящий. Такое пение, считается отметиной богов.

Всего в Хакасии и соседних областях проживает около 80 тысяч хакасов. Немного. В основном – это сельское население. По происхождению ближайшие родственники хакасов – киргизы и казахи. Хакасский язык переживает не очень хорошие времена. Живую хакасскую речь можно услышать только в селах. А в городах, в основном, люди говорят по-русски. По своему характеру хакасы - народ доброжелательный, скромный, их можно легко обидеть. В прошлом хакасы были известны как скотоводы, а сейчас это традиционное занятие не всякий может себе позволить.

Теперь обратимся, наверное, к самому главному вопросу: как человек понимает мир и каково его положение в этом мире. Как оказалось, хакасы очень религиозный и суеверный народ. Хакас считает себя частью природы, «солнечного мира». Он не главенствует над природой, он является ее частью. По понятиям хакасов, все существующее в природе: небо, деревья, вода, горы, огонь, дом, тайга и т.п. имеет такую же живую душу, как и человек. «И с камнем можно говорить», - говорят хакасы. Духи-хозяева неплохо относятся к людям, но их можно легко обидеть. Тогда держись!… Затрещал огонь в печке – значит нужно огонь покормить. Кидают в огонь кусочки пищи, плещут водку (иногда, даже на электрическую плиту). Ведь огонь дает тепло, а тепло - это жизнь. Как не покормить такого нужного духа?
Работать после захода солнца, стучать нельзя, чтобы не обидеть духов. Рисуют кресты на всех дверях, чтобы злые духи не проникли.  В поисках защиты от нечисти хакасы бегут даже в православную церковь. И это - сейчас, в наше время. Можно представить, как «крутится» человек, угождая то тем, то другим духам. Обряды происходят в «святых местах» (их ок. 130 по республике). Выстраиваются целые очереди на поклонение к камню, который «помогает» в семейных делах… В жизни такого человека не на что опереться. Только на свои силы и остается надеяться. Интересно то, что люди и других национальностей, живущие в Хакасии, тоже перенимают обычаи хакасов в поклонении духам.

«Я столкнулась со сверхъестественным миром, когда стала интересоваться заговорами. Постепенно, я потеряла покой, в семье начались проблемы, затем я начала слышать голоса и видеть чертей. Я настолько боялась умереть, что перестала, даже, есть и не могла разговаривать, - только плакала. Первой моей реакцией было – обратиться к шаману». Это отрывок из свидетельства женщины, которая позже стала христианкой.

А как же Бог? Спросите вы. Разве нет никого, кто защитил бы человека от злых духов? Да, есть «небожители», «боги», но в народных легендах и сказках не описывается ни одного случая, когда бы «небожители»  общались с людьми,  разве что только когда ими выбирался шаман. «У них есть более важные дела», - говорят предания. Вот и получается, что с детства у человека откладывается в сознании, что Богу нет до него никакого дела! Помощи ждать неоткуда.

А как же православие? «Мы воспринимаем также и христианство, но кормим и огонь, собираемся в лесу и на горе, чтобы сил набраться», - это высказывание одной женщины-хакаски ясно раскрывает положение вещей. Хакасы остаются шаманистами, официально будучи христианами. Такое открытое двоеверие не приносит пользы человеку.

Для хакаса, с его мировоззрением, Благая Весть о Небесном Боге  непонятна (по-хакасски, имя Бога-Творца – Худай). Хакас воспринимает Христа, как еще одного доброго духа-хозяина, которого нужно почитать и стараться не обидеть. Понятие Бога, как любящего Отца, противоречит всему тому, что он знает с детства о духовном мире. Это сильно мешает хакасам прийти к живой вере.

Есть ли возрожденные христиане среди хакасского народа? Есть, но не много, разных конфессий. Их сердца коснулся Господь, и, как они свидетельствуют, их привлекло к живой вере именно то, что христианский Бог не равнодушен к людям. Среди верующих есть братья и сестры, горящие духом, которые пытаются донести Евангелие до сознания своего народа.  Распространяются евангелизационные буклеты, сделанные с учетом особенностей  культуры этого народа, DVD с записями свидетельств и отрывками из Св. Писания; на хакасский язык переводится Библия. В настоящее время интерес к народной хакасской культуре высок. Появляются народные сказители, которые, как и в старину рассказывают народные эпосы и легенды в сопровождении чатхана (струнный инструмент). Среди христиан, есть профессиональные музыканты, которые решили так же поддержать эту традицию и рассказывать под звучание народных мелодий Евангелие. Замечательная идея!     А еще у христиан-хакасов есть мечта: приобрести юрту, чтобы приглашать туда народ и рассказывать о любящем Господе…

Да благословит Господь хакасский народ! Молитесь за этот замечательный народ.

вернуться

 

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ малых народов Севера

Этот сайт создан с целью поиска единомышленников

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz