Август
2007
Лесные люди
Я радуюсь, что наконец-то, буклет на лесном диалекте ненецкого языка,
который мы готовили больше двух лет, уже могут читать те люди, для которых
он предназначен.
Лесные ненцы - народ небольшой. Их всего ок. 2500 человек, они живут в южной
части Ямало-Ненецкого автономного округа и говорят на лесном диалекте ненецкого
языка. Язык этот очень отличается от того, на котором говорят их собратья
на п-ве Ямал.
Раздать буклет - вроде, дело не сложное. Но на Севере это не так просто. Есть 4 поселка, где основными жителями является коренное население. Туда в первую очередь мы хотим ехать, но там живет лишь малая часть этого народа. Основное население живет "в тундре" (скорее, это "лесотундра"), куда нет дорог и не ходит автобус. Нужно побеспокоиться о разрешении раздавать наши буклеты у поселкового начальства, о месте нашей ночевки, о транспорте, о теплой одежде, о пищи и бензине.
Первым среди поселков был п. Халясовей, т.к. там самое большое население (ок. 500 жителей, 80% из которых - коренное население). Добраться туда можно двумя способами: вертолетом или на моторной лодке. Вертолет, конечно, был бы лучше: быстро и бесплатно, но он летал 2 раза в месяц. Для нас оставался только один транспорт: лодка.
Брат В. имел свою собственную моторку, но так далеко (более 400 км в обе стороны) он не рисковал ехать. Поэтому он договорился со своим знакомы, и тот отвез нас до Халясовей на своей лодке. Церковь в п. Тарко-Сале молилась о нас и помогла приобрести 170 л. бензина. Баптистская церковь в Тарко-Сале имеет ок. 50 членов церкви и собственный молитвенный дом. Эту церковь посещают также некоторые из коренных жителей.
Ок. 11 утра мы выехали на машине к реке, где нас ждала моторка. Через 2 часа мы уже ехали на лодке. Река Айваседо-Пур в это время года сильно мелеет. Только опытные люди знают путь среди этих мелей. Нас вез довольно благодушный человек, ненец Гаврила. Он недавно получил мощный мотор "Suzuky". "С таким мотором можем мы спокойно проехать такой долгий путь!" Первые часы были приятные: светило солнце, природа просто прекрасная. Позже погода изменилась, появились облака и стало холодновато.
Спустя 3 часа мы пристали к берегу. Здесь было стойбище нашего провожатого. У берега много детей. Они смеялись, играли и были рады папе. Чум (ненецкое традиционное жилище) был просторный. Он покрыт не оленьими шкурами, как зимой, а брезентом. Хозяйка подала чай и традиционную рыбу со свежевыпеченным хлебом. Когда мы говорили о буклете, хозяйка сказала категорично: "по-ненецки читать никто не будет!" Но когда брат В. начал читать, она заулыбалась. Текст был ясен. Бабушка захотела послушать. Когда брат В. читал, она громко повторяла каждое предложение, поддакивая: "Ии.. Ии.. нгай... нгай". Мы двинулись дальше. Трудно привыкнуть, что люди здесь не говорят "До свидания", а просто уходят и все.
Иногда брат В. указывал на берег и складывал руки "домиком". Это значило, что где-то в том направлении есть стойбище. "Почему бы нам не заехать в это стойбище?" - спрашивал я. "Это довольно далеко, нужно туда специально ехать", - отвечал мне В. Шум мотора был таким громким, что у меня, с непривычки, еще несколько дней в ушах гудело.
Около полуночи мы, наконец, достигли цели нашей поездки: поселок Халясовей. Вся дорога заняла около 10 часов. Нас ожидал уже тридцатилетний ненец Владик. Он нас и приютил на эти дни. Владик еще не может уверенно назваться христианином, но имеет сильный интерес к вере в Господа. Этот поселок не часто посещаем христианами, и Владик, действительно, был рад нам. Администрация поселка не поддерживала никакую религию. В 30 км от поселка, в лесу, несколько семей, христиан-тундровиков, построило домик для встреч, и назвали его "Дом молитвы".
Воскресенье.
В поселке уже пошел слух: приехали верующие люди, они будут раздавать книги.
Уже рано утром стали приходить первые посетители. Многие из них были знакомы
с братом В. Они хотели пообщаться с нами, послушать о Боге. Брат В. начинал
всегда с чтения трактата на ненецком языке. Эффект был очень сильный. Один
из посетителей сказал: "теперь - другое дело, я понимаю гораздо лучше",
- этот человек приходил и назавтра и, даже, помогал разносить трактаты.
К полудню число посетителей возросло. Было ок. 10 человек: мужчин и женщин.
Некоторые уже сидели давно и слушали, несмотря на то, что сами не говорят
по-русски (но понимают). Я предложил провести небольшое собрание. Начали с
песен. Я рассказал о создании и содержании буклета, о Божьей вести для ненцев.
Брат В. продолжил и проповедовал на Деян. 17 гл. "Бог сотворил людей
и дал каждому пределы его обитания…" "Похоже на угодья", -
мудро подметил один из ненцев. Действительно, издавна семьи ненцев и др. народностей
имели свои угодья для ловли рыбы, охоты, выпаса оленей и пр. Брат В. брал
притчи Иисуса и рассказывал их в соответствии с жизнью людей этой местности.
Например, история о потерявшемся олененке ("авка" - ручной олененок,
который играет с детьми и является всеобщим любимцем). Я рассказал историю
о "блудном сыне", который оставил родное стойбище и уехал в Москву,
за лучшей жизнью… Наша программа уже закончилась, но люди не уходили. Я был
доволен, что взял с собой фильм "Иисус", и мы предложили людям прийти
на следующий день его посмотреть. Наше собрание длилось больше 4 часов. Слава
Богу!
Поздно
вечером заехали верующие ненцы: мама и сын. Они были на богослужении в молитвенном
доме в тундре. Я спросил, живут ли они в этом поселке?
- Нет, - ответила женщина, - в тундре.
- Как часто вы посещаете молитвенный дом?
- Каждое воскресение.
- Как вы добираетесь до молитвенного дома со своего стойбища?
- Вначале пешком, потом на калданке(лодка), затем на буране, потом на моторке,
потом опять пешком…
Летом они добираются до молитвенного дома ок. 5 часов. Зимой все проще. На
буране, по прямой, нужно для этого пути только 2 часа.
В понедельник мы пошли в администрацию района, чтобы получить разрешение на распространение трактатов. Глава администрации знает брата В. довольно хорошо и пригласил нас на чай. Он очень переживал за свой район. Газ и нефтяная индустрия очень вредит традиционному укладу жизни ненцев.
После этого разговора мы пошли по домам. Ненецкие учителя были очень рады нашей брошюре, потому что на лесном диалекте ненецкого языка нет никакой литературы. Те люди, которые хотели с нами пообщаться шли к нам прямо домой. Под вечер зашла девушка, попросила литературы и с удовольствием послушала о Господе. Потом мы показали ей фильм "Иисус", вместе с ней попели христианские песни. Домой она ушла уже далеко за полночь.
Обратно в Тарко-Сале мы уже не могли плыть лодкой, т.к. бензина нам не хватило. Глава администрации посадил нас на вертолет. Этот вертолет доставил нас в Ноябрьск и до Тарко-Сале нам пришлось ехать еще 5 часов на поезде.
Люди в этом поселке были очень открыты. Как было бы хорошо, если бы братья из церкви посетили бы их еще!
Мы готовились к следущей поезке. Погода поменялась (+6°С), ветер и дождь. При такой погоде на лодке не поплывешь. Наши планы должны были измениться, либо нужно было выезжать несмотря на это... Мы помолились и выехали в п. Харампур.
На следующее утро погода поправилась. Слава Богу! Мы выехали на лодке в стойбище Медвежка. Это недалеко, ок. 45 км. Менее чем за час мы были уже там. В лесу стояли ок. 15 чумов. Жизнь там кипела. Были и молодые ребята. Пожилой мужчина делал деталь для нарт(сани). Интересно: нет ни бруско, ни досок - он просто взял бревно и топориком вырубил эту часть. Было также много детей. Интереса к Евангелию здесь не наблюдалось. Мы раздали трактаты по чумам и вернулись домой.
Вечером того же дня приготовили лодку к следующей поездке. Рано утром мы отплыли в стойбище Чебачка. У нас не было проводника, который бы знал фарватер, поэтому наш путь затратил больше времени. Когда мы свернули в нужную нам протоку, то не могли плыть дальше. Впереди были ок. 200 м. мели. Это было трудно. Но с Божьей помощью мы протащили лодку через эти препятствия. Мели закончились, и река стала шире. Вот приплыл на лодке пожилой ненец, по имени Сашка, и провел нас в стойбище. "Торово", - приветствовали мы его. Как обычно, мы раздавали детям конфеты, пили чай с рыбой и лесными ягодами в чуме у Сашки. Здесь мы разговаривали о Господе и потом раздали трактаты другим. Вечером, когда мы были уже дома, начался сильный дождь, и мы радовались, потому что наши поездки уже благополучно состоялись. Господь милостив: последние 2 дня дождя не было.
Мы вернулись в Тарко-Сале и решили посетить семьи ненцев, которые живут в этом поселке. Старый друг брата В., Василий, живет в лесу и там охотится. Он приглашал нас посетить его стойбище и был готов проводить нас к соседним стойбищам. Может быть, это возможность от Господа на будущее? Конечно, такие поездки нужно совершать зимой. На буране можно гораздо быстрее проехать к стойбищам в лесу. Но все зависит от брата Володи. Он должен иметь свободные от работы дни… Молимся за это.
Летом в стойбище много детей. У них каникулы.
Брат Володя читает буклет на языке лесных ненцев.